Герман Пирогов. Певец короткого дыхания

…У марийской поэзии – не как у войны – лицо женское. Черты женственности все более отчетливы. Приток новых фамилий – все больше с женскими окончаниями. Там, где стихами не прокормишься, мужчин и не может быть много. Хотя их отсутствие, разумеется, сказывается.  В том числе на уровне самооценки тех, кто все-таки берется за перо, чтобы писать стихи. Хорошо, что вместе с другими в поэзию приходят женщины, профессионально знающие настоящий вкус написанного слова. Из таких – поэтесса – Зоя Дудина, первый свой сборник выпустившая в 36 лет, до этого тринадцать лет проработавшая редактором в национальном издательстве.

Чтобы оценить её творчество, достаточно прочитать лишь одну книгу – «Ойырымо ойпого» (буквально «Избранное», 2006), где подавляющая часть всего, что ею сочинено.

На написание стихов ее, кажется, подвигло большое личное горе, смерть маленького ребёнка. Этим горем, чувством несуществующей вины, отчаянием, порой – нежеланием жить проникнуто по существу все ее поэтическое творчество. С годами пусть реже, но раз за разом она возвращается к боли своей незаживающей раны. Дело не только в существовании боли, но и в потребности высказать, выплеснуть это.  Как известно, творчество спасает, снижая остроту переживаний за счет «сброса» части эмоций.

За спасением ли, за чем-то другим обратилась Зоя Дудина к стихам, но теперь уже можно утверждать вполне определенно: она – одна из заметных современных марийских поэтесс.  Со своими особенностями.

Дудина – чаще всего певец короткого дыхания, т.е. мысли, изложенной в краткой форме. Мысли вполне определённой, заключенной в ореол образов, к подводящих к завершающей, наиболее сильной фразе. Такое понимание значения формы, вне всякого сомнения, достигнуто ею в процессе многолетней работы над текстами марийских классиков.  

То ли возрастом, то ли опытом – или тем и другим вместе – объясняется ее уверенность в своей правоте так переживать: и смерть сына, и встречу с бывшей своей учительницей, и стихотворение Чавайна, и поступки богов, и свою любовь, и любовь к себе… Мы бы отметили даже: с упорством, к которому примешано упрямое следование привитым с детства понятием добра и зла. Вопреки всему. Хотя, конечно, автор вовсе не лишена практичности и способности видеть реалии жизни. Но одно дело считаться с ними в повседневном существовании, совсем другое – описывать их, переживая, в художественном творчестве.

В стихах много утверждения с позиций справедливости и  добра, желания благодатно повлиять на мир посредством читателя. Хотя и говорят сейчас, что ни литература, ни искусство ничему не учат, ни на что не влияют, поэтесса уверена: все зависит от того, кто читает и что читает.

Она родом из той деревни, где родился и великий мариец Йыван Кырла. Может быть, потому описание конкретных земляков, определенной части местности на родине кажется ей такой важной писательской задачей. А стихотворение, посвященное самому Мустафе, о котором писали и пишут многие, возможно самое удачное на сегодня. Ей, наверное, не стоит увлекаться глагольными рифмами, спешить за поддающейся простотой. Потому что чувствуется: Зоя Дудина может быть автором слов исключительно емких и весомых, облегченных в стройную форму оглушительного стиха (См. стихотворение «Вспомни меня»).   





Зоялан серыш
Сайт радам
Яндекс.Метрика

 1